Главная / Логопед для детей / Коррекция заикания у детей

Коррекция заикания у детей

  • Логопед Нейропсихолог в Туле Наталья Высоцкая.
  •  Запись по тел 8-963-228-76-86
  • Логопед Дефектолог в Туле Ольга Высоцкая
  •  Запись по тел 8-920-761-22-49

Заикание у детей происходит из-за периодических спазмов в верхних дыхательных путях,судорогах мышц языка и гортани. Речевое расстройство мешает процессу социализации ребенка и способно сильно затруднять обучение. Если не заниматься устранением проблемы, она может перерасти в логоневроз – боязнь речевых контактов с другими людьми.

Цены на услугу по коррекции заикания у детей

Заикание (30 мин)
800 руб.

Причины детского заикания:

  • Испуг
  • Слабость центральной нервной системы на внешние раздражители.

Причины заикания у детей могут быть различными. Если симптомы начинают проявлять себя сразу после того, как ребенок научился говорить, скорее всего, имеют место генетические отклонения. Причина может быть связана с наследственными факторами,патологиями внутриутробного развития, недоношенностью плода.

Если симптомы заикания у детей проявляются уже после того, как нормальная речь была сформирована (начиная с 3-5 лет), причины нужно искать во внешних факторах.

К таким факторам можно отнести перенесенные инфекционные заболевания,психологические травмы, сахарный диабет, неправильное воспитание, подражание взрослым, постоянные конфликты в семье и т.д.

Симптомы

Если причина заикания кроется в неврозе, то это расстройство речи обычно усиливается в стрессовых ситуациях и практически прекращается в спокойном состоянии. Если же причина связана с врожденными мозговыми патологиями, заикание носит постоянный характер.

Заикание может проявляться как:

  • Вынужденная пауза в середине слова.
  • Многократное повторение одного и того же звука или слога в начале слова.
  • Сочетание вышеназванных речевых нарушений.

Дополнительными симптомами могут быть проявления нервозности ребенка,раздражительность, замкнутость, агрессивность, плаксивость, расстройства сна.

Коррекция заикания

В комплексном процессе лечения заикания у детей коррекционные занятия с логопедом играют важную роль. Именно они позволяют устранить первичные и вторичные причины формирования заикания. В каждом случае специалист составляет индивидуальную коррекционную программу, направленную на преодоление речевого барьера.Логопед дает ребенку задания и упражнения, позволяющие сделать речь плавной и нормализовать дыхание при разговоре. Одним из дополнительных методов избавления от заикания является логопедический массаж, а так же обычный расслабляющий массаж .Массаж дает возможность расслабить мышцы, находящиеся в тонусе.Однако большое значение будет иметь и домашняя обстановка – она должна быть благоприятной, необходимо исключить стрессовые факторы, которые стали причиной заикания.

  • Русский термин заикание происходит от слова икать. Похоже на икоту. Во всех других языках заикание обозначается по разному. Заикание это тяжелое состояние, когда не слушается язык Когда не управляет мозг как следует языком, дыханием и голосовыми связками. Тогда и возникают запинки- называемые заиканием. Нарушение плавности речи.
  • Заикание это нарушение плавности речи. Нарушение  плавности может наблюдается и в дыхательном отделе и голосовом и артикуляционном отдела. Во всех отделах речевого аппарата. Но так же может быть и сочетанным. Плавность речи это способность переходить от одного фрагмента высказывания к другому
  • Специфика заикания как одного из видов нарушения речи состоит в том, что оно возникает только в период формирования речи, то есть в детстве, а его мозговые механизмы отличаются непосредственной связью с нервно-психической организацией ребенка, которая обусловливает предрасположенность к нему. На фоне этой предрасположенности любое агрессивное воздействие на ЦНС может привести к заиканию.
  • В других языках приняты другие обозначения — Stuttering (англ.), Gestotter (нем.), Balbettare (итал.).
  • В качестве причин заикания называются самые разные факторы, но многие из них регистрируются и не при заикании, поэтому не убедительны.
  • Рассмотрение проблемы патогенеза заикания с нейролингвистической точки зрения (Т.Г. Визель) позволяет построить концепцию мозговых предпосылок к нему и нарушений в их обеспечении плавности речи.
  • В основу концепции положены собственные наблюдения и имеющиеся в литературе данные о том, что заикание значимо чаще возникает у левшей, следовательно имеет отношение к индивидуальным особенностям полушарной асимметрии мозга.
  • При появлении заикания необходимо незамедлительно обратиться к специалисту врачу неврологу,логопеду и детскому психотерапевту .Профессиональный логопед сформирует индивидуальную коррекционную программу,для ребенка с заиканием, выполняя которую, можно будет научится преодолевать это речевое расстройство.

Систематика заикания
1. Заикание – системный речедвигательный невроз, возникает в возрасте от 3 до 5 лет (85%).
2. Заикание – симптом при других заболеваниях. Возникает в любом возрасте как следствие очаговых поражений головного мозга (5-7 %).
3.Заикоподобные нарушения (5-7%).
4. Истерическое заикание (менее 1%).

ПРИЧИНЫ  ЗАИКАНИЯ

  • К предрасполагающим причинам относятся невропатическая отягощенность родителей; невропатические особенности самого заикающегося; наследственная отягощенность; последствия раннего органического поражения центральной нервной системы( гипоксический, токсический, инфекционный, механический типы поражения).
  • В группе провоцирующих (производящих) причин выделяют:
  • — одномоментную психическую травму (испуг, страх);
  • — ускоренный темп речи (тахилалия);
  • — подражание.
  • Существует несколько пиков проявления заикания, связанных с изменением социально значимой ситуации (поступление в школу, пубертатный период, принятие самостоятельных решений в юношеском возрасте).
  • Заикание — нарушение плавности речи вследствие прерывающих речевой поток запинок в артикулировании и спазмов речевой мускулатуры. Они могут выступать избирательно в артикуляционном отделе речевого аппарата, голосовом, или дыхательном, а могут быть сочетанными, то есть относится к двум или всем трем отделам.
  • Плавность речи обеспечивается способностью переходить от одного фрагмента высказывания к другому соответственно его смысловой программе, без лишних остановок, пауз. Почему в речи заикающихся возникают лишние остановки — паузы и попытки их преодоления в виде запинок?
  • Для ответа на этот вопрос необходимо раскрыть, что такое плавность речи. Это может быть сделано с нейролингвистической точки зрения, которая предполагает учет лингвистического понятия плавности и ее мозговой организации.

Речевые судороги, их локализация
 
До настоящего времени общепризнано, что классическое описание речевых судорог при заикании представлено в монографии И.А. Сикорского «О заикании». Им выделено 16 форм различных речевых судорог в зависимости от их локализации.
 
Судороги дыхательного аппарата

  • Инспираторная судорога характеризуется внезапным резким вдохом, возникающим на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе.
  • Экспираторная судорога характеризуется внезапным резким выдохом в процессе речевого высказывания

Судороги артикуляционного аппарата

Лицевые судороги.

  • Смыкательная судорога губ проявляется в виде спазма круговой мышцы рта. При этой судороге нарушается произнесение губных звуков («п», «б», «м», «в», «ф»). В тяжелых случаях судорога нарушает и произнесение звуков, которые по локализации относятся к язычным («т», «д», «к»).
  • Верхнегубная судорога проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа.
  • Нижнегубная судорога аналогична верхнегубной. Поражает одну или две мышцы, опускающие угол рта.
  • Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева вместе с приподнятием его.
  • Судорожное раскрытие ротовой полости может протекать в двух вариантах: а) рот раскрывается широко с одновременным опусканием нижней челюсти; б) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы.
  • Сложная судорога лица.

Язычные судороги

  • Язычные судороги составляют еще одну группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в артикуляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов судорог языка.
  • Судорога кончика языка является наиболее часто встречаемой среди артикуляторных судорог. Кончик языка упирается с напряжением в твердое небо, в результате чего артикуляция приостанавливается, выдох (а значит, и фонация) в этот момент прекращается, возникает необоснованная пауза.
  • Судорожный подъем корня языка выражается в насильственном подъеме корня языка вверх и оттягивании его назад. Эта судорога возникает при произнесении заднеязычных звуков («г», «к», «х»).
  • Изгоняющая судорога языка характеризуется выталкиванием языка наружу в пространство между зубами. Она может быть тонической и клонической.
  • Подъязычная судорога характеризуется опусканием нижней челюсти и открытием полости рта.
  • Судорога мягкого неба

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
КОРРЕКЦИИ

На каждом этапе коррекционной работы при заикании для коммуникации с ребенком применяются специфические виды речи:

  • Ритмизированная слоговая структура
  • Речь с интонационно и темпово подчеркнутыми смысловыми паузами. Выработка нормативной речи проводится на фоне специального телесно-ориентированного методом

Коррекцией преодоления заикания у детей занимается логопед совместно с врачом детским неврологом и детским психотерапевтом.

Как часто нужно ходить к логопеду на занятия?

Не менее 3 раз в неделю.

Сколько длится занятие с логопедом ?

  • Это зависит от возраста ребенка
  • Длительность занятий 30 мин и 45 мин.

В какое время наиболее эффективны занятия с логопедом?

Логопедические занятия с детьми с нарушением плавности речи (Заикание,Логоневроз) проводятся в любое время.

Обязательное выполнение домашнего задания !

Записаться на прием к логопеду нейропсихологу для детей Наталье Высоцкой по тел 8-963-228-76-86

Записаться на прием к логопеду дефектологу Ольге Высоцкой по тел 8-920-761-22-49

Наш адрес

Тула, ул.Вильямса д.4
(Пролетарский р-он)
ул.Лейтейзена д.6