Коррекция дизартрии у взрослых
Логопед / Учитель-Логопед / Медицинский Логопед / Нейрологопед
- Логопед для взрослых в Туле Высоцкая Наталья Анатольевна
- Тула Пролетарский р-он ул.Кутузова 45 Б
Запись по тел 8-963-228-76-86
- Не дозвонились. Можно писать в WhatsApp или в Telegram
Цены на услугу по коррекции дизартрии у взрослых
Дизартрия – (dis – нарушение признака или функции, arthroo – расчленяю) — это нарушение речи, вызванное неполноценностью нервного снабжения (иннервации) мышц речевого аппарата. Это приводит к расстройствам произносительной стороны речи. При отсутствии иннервации мышц речевого аппарата наблюдается полное отсутствие громкой речи — анартрия. Дизартрия — одно из проявлений основного неврологического заболевания, вызванного тяжелым органическим поражением головного мозга. Она часто сочетается с нарушениями в общей рефлекторной и двигательной сферах.
Дизартрия – речевое расстройство, связанное с поражением речедвигательного анализатора в ядрах или проводящих путях головного мозга.. В результате у человека нарушается синхронизация между дыханием и движениями артикуляционных мышц, что приводит к неспособности больного контролировать звукопроизношение, темп и тональность речи.
Появление дизартрии у взрослых – это следствие заболеваний, связанных с нарушением мозгового кровообращения. Итогом заболеваний является очаговое поражение мозговых структур, отвечающих за речь.
К дизартрии у взрослых приводят:
- Инсульты
- Черепно-мозговые травмы (ЧМТ)
- Перенесенные инфекции центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты)
- Ишемия головного мозга
- Пороки развития нервной системы
- Тяжелые наследственные заболевания
- Мозговые опухоли
Успех и продолжительность логопедической коррекции во многом будет зависеть от причины дизартрии и степени поражения мозговых структур.
Симптомы
Дизартрия у взрослых проявляется в нарушении членораздельности речи. Простым языком, у больного при разговоре словно бы «каша во рту». Часто имеет место гнусавость, человек путает звуки «б» и «н». и другие звуки Дефекты касаются и речевого дыхания,которого часто не хватает для того, чтобы закончить фразу и удержать тональность.
Консультация врача невролога.Диагностировать дизартрию у взрослых можно при помощи специальных методик и тестов (МРТ,ангиография сосудов головного мозга,УЗГД шейного отдела позвоночника)
Степени дизартрии
Специалисты логопеды выделяют 4 степени нарушения дизартрии у взрослых:
- 1 степень – самая легкая. Нарушения речи не сильно бросаются в глаза окружающим. Небольшие дефекты в звукопроизношении могут быть заметны только самому больному и логопеду.
- 2 степень. Речевые расстройства более выражены по сравнению с первой стадией,однако речь человека все еще остается понятной для окружающих.
- 3 степень. Устная речь настолько неразборчива, что больного понимают только близкие люди.
- 4 степень – самая тяжелая, характеризуется полным отсутствием членораздельнойречи.
Логопед определит афазию или дизартрию степень тяжести. Составит коррекционную программу для пациента. Растормозит речевую функцию. И приложит массу усилий для возврата речи больному после инсульта или черепно мозговой травмы. Очень часто логопеда афазиолога вызывают на дом к больным пациентам за невозможностью их передвижения. Чем раньше начнется логопедическая работа тем лучше для пациента.
Коррекционная работа с логопедом
Дизартрия у взрослых требует обязательной коррекционных занятий со специалистом,ведь нарушенные речевые функции сами по себе не восстановятся даже после того, как первичное заболевание будет нейтрализовано.
В зависимости от характера речевого расстройства и степени выраженности логопед подбирает оптимальные методы воздействия:
- Логопедический массаж – дает возможность «оживить» артикуляционные мышцы.Логопедический массаж это массаж рта,языка,щек.
- Дыхательная гимнастика – позволяет восстановить правильное «речевое»дыхание. Много внимания уделяется постановке вдоха и плавности выдоха в ходепроизнесения фраз.
- Ортофоническая коррекция – позволяет восстановить голосовые связки.
- Корректирующие задания на проработку правильного звукопроизношения и автоматизации этого процесса.
- Упражнения на формирование навыков контроля тональности голоса,позволяющие избавиться от монотонности речи.
- Гимнастика подушечек пальцев, направленная на улучшение мелкой моторики.
Коррекцией дизартрии у взрослых в Туле занимается профессиональный логопед афазиолог Высоцкая Н. А.
Записаться на прием к специалисту логопеду можно по телефону: +7 (963) 228-76-86.
БУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ (вялый паралич)
Двигательный механизм речи на физическом уровне обеспечивается различными мозговыми структурами. К наиболее элементарному уровню относятся:
Периферические двигательные нервы, идущие от ядер черепно-мозговых нервов (в стволе мозга) к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки) и сами ядра.
Поражение ядер и их двигательных нейронов дает картину периферического паралича (пареза). Нервные импульсы к речевым мышцам не поступают и мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезают, наступает арефлексия. Три А — атрофия, атония, арефлексия. Бульбарная дизартрия обозначается также как паретическая.
Это является причиной появления наиболее тяжелой формы дизартрии или анартрии — бульбарной. Нередко ей сопутствуют нарушения глотания
При бульбарной дизартрии движения речевых органов резко ограничены в объеме, речевое дыхание и голос слабые, звуки речи не оформлены артикуляционно. Артикуляция гласных сводится к звуку нейтрального характера, а звонких согласных и гласных – к глухому. В целом высказывание неразборчиво.
ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ (гипер тонус)
Мозговыми структурами, обеспечивающими движения речевой мускулатуры следующего уровня, являются подкорково-мозжечковые ядра и проводящие пути, соединяющие кору мозга и ядра черепно-мозговых нервов (кортико-нуклеарные пути).
При поражении этих структур наблюдаются отдельные проявления центрального паралича (пареза) с нарушениями мышечного тонуса (гипертонус), усилением отдельных безусловных рефлексов (гиперрефлексия), увеличение речевых мышц в объеме (гипертрофия). Три ГИПЕР — гипертония, гипертрофия, гиперрефлексия. Имеет место и гиперсаливация. Псевдобульбарная дизартрия обозначается также как спастическая.
Нередко нарушается регуляция мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность (координированность) в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата. В результате возникают явления насильственного смеха, плача.
Движения ограничены в объеме, речевое дыхание шумное, голос напряжен, хриплый, звуки речи не артикуляционно нечеткие. Речевая просодия характеризуется монотонностью, замедлением темпа, отсутствием плавности, увеличением громкости, снижением эмоциональной выразительности и индивидуального тембра Артикуляция гласных сдвигается назад, звучание согласных приглушенное. В целом высказывание неразборчиво. Наблюдаются явления насильственного плача и смеха.
ПОДКОРКОВАЯ (экстрапирамидная) ДИЗАРТРИЯ
Подкорковая дизартрия (от латинских extra – внешне и pyramidalis – пирамидный) — форма дизартрии, которая возникает при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Иногда подкорковая дизартрия также называется экстрапирамидной или гиперкинетической. Для нее характерно наличие гиперкинезов в лицевой, дыхательной мускулатуре, языке, а также негибкости мышц (ригидности). Соответственно выделяют гиперкинетическую и ригидную форму подкорковых дизартрий.
Гиперкинезы могут быть в состоянии покоя и усиливаются при попытке к произвольному движению. Произношение отдельных звуков, как правило, сохранно. Общая разборчивость речи зависит от управления речевым дыханием и голосом и от силы голоса. Голос у большинства больных глухой, напряженный и затухающий к концу фразы. Отсутствует плавность речи. Наблюдается дискоординация движений дыхательных и артикуляционных мышц. Часто повышен тонус мышц шеи и плечевого пояса. Часто наблюдается саливация. При резких спазмах речь невозможна. Подкорковая дизартрия нередко сочетается с дискоординациями в общей двигательной сфере, нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости
Поскольку активирующие кору пути проходят из глубины мозга в кору через подкорку, при подкорковой дизартрии могут быть ослаблены функции внимания и памяти, речи а как следствие — и мышления.
К отдельным видам подкорковой дизартрии относятся нарушения темпа речи — брадилалии (патологическая замедленность) и тахилалии (патологическое убыстрение речи). Они тоже — результат нарушения координированной работы ядер стриопаллидарной системы.
К этим нарушениям примыкают некоторые формы органического заикания, обусловленные поломкой механизма ритмического регулирования речи со стороны этих же ядер. Таким образом, брадилалии и тахилалии — это результат неполноценности темповых механизмов подкорки, а органическое заикание — ритмических.
Может иметь место и сочетание этих нарушений, обусловливающих форму дизартрии с нарушением темпово-ритмических характеристик высказывания.
К подкорковым дизартриям относится также паркинсоническая дизартрия, которая диагностируется при паркинсонизме. Основные особенности заключаются в невыразительности и замедленности речи, а также в общем нарушении голосовой модуляции
Отдельные формы дизартрий — это мозжечковая и холодовая.
Мозжечковая дизартрия обуславливается поражением мозжечка и его проводящих путей. Нарушается тактика речевого акта, речь становится скандированной и растянутой, ослабляются модуляции голоса, меняется громкость речи. Речь сопровождается атаксиями (выкриками).
Холодовая дизартрия обусловливается, как и экстрапирамидная (подкорковая) поражением стриопаллидарной системы. Нарушения речи обусловлены миастенией (ослаблением) артикуляционных мышц и возникают при нахождении в условиях пониженной температуры (например, разговоре на улице при холодной погоде).
КОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ
Корковая дизартрия, обуславливается поражением отделов коры мозга, иннервирующих акты артикуляции. В результате возникает артикуляционная апраксия: афферентная при поражении теменной зоны левого полушария и эфферентная при поражении премоторной зоны левого полушария.
Вопрос об обозначении данного нарушения речи до сих пор не является решенным: одни авторы предпочитают термин артикуляционная апраксия, другие — корковая дизартрия. Независимо от этого, всеми исследователями признается, что дифференциально диагностическими критериями этого нарушения речи, даже при грубых расстройствах артикулирования, является сохранность понимания речи, чтения и письма.
Неречевые ВПФ нарушаются не при всех формах дизартрии и не в равной степени. Если они имеются, то носят характер преимущественно задержек, обусловленных осложненными условиями развития или же общностью механизмов подкорковых процессов и активирующих кору
Содержание логопедической работы при дизартрии включает не только методики коррекции произносительной стороны речи, но и операций языкового уровня мозгового обеспечения речевой функции в целом, а также стимуляцию основных неречевых ВПФ — эмоций, внимания, памяти, мышления.
При любых видах дизартрии у взрослых нужно заниматься с логопедом. Для того что бы речь была более четкой и понятной.
Как часто нужно заниматься с логопедом?
Желательно 3 — 4 раза в неделю.
Длительность логопедических занятий?
При дизартрии взрослых продолжительность занятий с логопедом составляет 45 мин
В какое время занятия с логопедом наиболее эффективны?
Логопедические занятия с взрослыми с дизартрией рекомендуем проводить сразу после Инсульта,ЧМТ (черепно-мозговой травмы)
При дизартриях,МДР- минимально дизартрических расстройствах логопедические занятия проводятся в в любое время.
- Записаться на прием к Логопеду для взрослых Высоцкой Наталье Анатольевне по тел 8-963-228-76-86
- Не дозвонились. Можно писать в WhatsApp или в Telegram.
г.Тула
Пролетарский р-он Кутузова 45 Б